• Вводный раздел
  • Тема 1
  • Тема 2
  • Тема 3
  • Тема 4
  • Отзыв о курсе
Курс обучения педагогов «Технологии и инструменты наставничества в
процессе создания коллективной книги»
Дорогие друзья! Приветствуем вас на нашем курсе.
Перед началом изучения материалов предлагаем познакомиться с
Вводным разделом ниже. Это позволит вам выстроить своё время,
распределить дела, сосредоточиться на главном.
Вводный раздел
Программа курса
Файл откроется в отдельном окне.
Как научиться учиться онлайн
Файл откроется в отдельном окне.
Полезные дополнительные материалы
  • 5 способов поставить цель
  • 18 методов эффективного запоминания
  • Метод ПОМИДОРО, как всё успевать
  • Система формирования навыков «Три рычага»
  • Что такое Mind Map простыми словами: где применяется, как создать ментальную карту + примеры
  • Словарь онлайн-обучения
  • Т. В. Никишина. Маленькие волшебные помощники современного преподавателя. Полезные ссылки на онлайн-инструменты
Книги (Можно найти в сети электронный или бумажный вариант)
  1. Барбара Оакли “Думай как математик”
  2. Ася Казанцева «Кто бы мог подумать! Как мозг заставляет нас делать глупости»
  3. Ася Казанцева "Мозг Материален"
  4. Улаф Шеве "Суперстудент Как учиться быстро, эффективно и с удовольствием"
  5. Джон Медина "Правила мозга Что стоит знать о мозге вам и вашим детям"
  6. Майк Роуди "Визуальные заметки. Иллюстрированное руководство по скетчноутингу"
  7. Эдвард Хэлловэлл "Не отвлекайте меня Как сохранять высокую концентрацию несмотря ни на что"
  8. Кэл Ньюпорт "Цифровой минимализм"
  9. Малкольм Гладуэлл "Сила мгновенных решений"
  10. Юваль Ной Харари "21 урок для XXI века"
  11. Кей Петерсон "Век живи - век учись"
Тема 1. Проект «Всероссийская школьная летопись»: образовательный потенциал и основные направления. Рабочие программы в помощь педагогам, наставникам.
1.1. «Всероссийская школьная летопись» – ресурсы, потенциал и возможности проекта для воспитания и развития школьников

1.2. Карта работы в проекте ВШЛ

1.3. Памятка для начала работы над книгой в проекте «Всероссийская школьная летопись»

1.4. Рекомендации по примерной структуре книги

1.5.1. Рекомендации для опроса школьников и родителей перед стартом проекта
1.5.2. (НОВОЕ) Как привлечь школьников или родителей, педагогов к участию в проекте ВШЛ. Приём «Аргументы и факты»
1.5.3. Чек-лист. 5 основных правил подготовки онлайн-встречи с родителями

1.6. Калейдоскоп названий книг участников проекта «Всероссийская
школьная летопись»


1.7. Подробнее об идеях вовлечения в работу по созданию книги в видеолекциях для педагогов:

  • «Писателями не рождаются, ими становятся! В помощь педагогам-наставникам». С чего начать работу над книгой, как выбрать тему, организовать команду, разработать структуру. Елена Владимировна Михайлина, кандидат педагогических наук, психолог, коуч, арт-терапевт
  • Эффективные техники организации групповой работы над проектом. Наталия Александровна Мачехина, тренер-преподаватель курсов ПК для педагогов и директоров школ.

1.8. Видеолекции
  • Рабочие программы внеурочной деятельности для организации работы с обучающимися начальной и основной школы. Елена Владимировна Михайлина, кандидат педагогических наук, психолог, коуч, арт-терапевт, соавтор рабочих программ ВШЛ
  • Программа внеурочной деятельности со старшеклассниками "Всероссийская школьная летопись: коллективная книга". Елена Владимировна Михайлина, кандидат педагогических наук, психолог, коуч, арт-терапевт, соавтор рабочих программ ВШЛ
  • Рабочая программа внеурочной деятельности для организации работы литературного кружка «Фабрика слов». Надежда Владимировна Куракина, руководитель детских и молодёжных литературных студий, член Союза журналистов России (отделение Санкт-Петербурга и Ленинградской области)

1.9. Как детства следы навсегда сохранить, не дать им исчезнуть с годами?
Статья о работе по программе внеурочной деятельности в начальной школе.

1.10. Рабочие программы внеурочной деятельности, ПДФ-файлы:
  • для младших школьников;
  • для основной школы;
  • для старшеклассников;
  • кружок литературного творчества «Фабрика слов».

Познакомьтесь с уникальными практиками педагогов-наставников, представленными в рамках фестиваля OnlineFEST ВШЛ 8 - 9 декабря 2021 года. Для удобства просмотра вам предложен тайминг: 1-й день (видеовыступление), 2-й день (видеовыступление).
Полезные дополнительные материалы:
Коллективная книга как ресурс воспитательной работы в начальной школе. Видеовыступление Волкова Елена, учитель, председатель Ассоциации учителей начальных классов города Москва, почётный работник образования Москвы.
Тема 2. Нормативно-правовая и понятийная
база наставничества. Современные модели наставничества.
Эффективные инструменты в работе наставника.
2.1. Педагогика наставничества в проекте «Всероссийская школьная летопись». Видеолекция Елены Владимировны Михайлиной, кандидата педагогических наук, психолога, коуча, арт-терапевта, соавтора программ внеурочной деятельности ВШЛ

2.2. Изучаем документы:

2.2.1. Распоряжение Минпросвещения России от 25.12.2019 N Р-145 "Об утверждении методологии (целевой модели) наставничества обучающихся для организаций, осуществляющих образовательную деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным и программам среднего профессионального образования, в том числе с применением лучших практик обмена опытом между обучающимися", с приложениями

2.2.2. Письмо министерства просвещения Российской Федерации от 3 января 2020 г. n мр-42/02 о направлении целевой модели наставничества и методических рекомендаций

2.3. Компетенции наставника при сопровождении коллективного проекта. Презентация к вебинару Марии Чередилиной

2.4. Подсказки педагогам по вопросам наставничества в процессе создания коллективной книги

2.5. Наставничество в школе. Педагогические перспективные способы совершенствования культуры наставнической деятельности участников образовательных отношений

2.6. Взгляд антрополога на феномен коучинга: введение в ремёсла человековедческих профессий. К выступлению А. Асмолова.

Полезные дополнительные материалы:
  • Рекомендуем использовать библиотеку приложения NewMentor, разработанную под руководством Марии Чередилиной. Она бесплатная, устанавливается на смартфон. Скачать инструкцию
  • Наталья Гульчевская. 12 ключей к творческому потоку
  • Тренируем умение ставить вопросы
  • Ольга Рыбина. Кто хозяин моей жизни: я или мои эмоции? Или Откуда берется злость
  • Осознанность как важный ресурс при целеполагании в работе с учащимися. Коучинговый подход. Кристина Королева, Коуч ACSTH, Feedback коуч, педагог — тренер Школы Лидера в Федеральном образовательном сервисе «ИнПро», г. Екатеринбург
  • Художественный образ педагога
  • Мелвилл, Лидхем, Эрик, Парслоу. Коучинг и наставничество. Практические методы обучения и развития (фрагмент книги)
  • Тетерский С.В. Время созидателей. 100+ упражнений созидания кадров современной России. Рабочая тетрадь
  • Камберленд, Найджел. Не жалей ни о чем. И еще 99 правил счастливых людей
  • Как заинтриговать любую аудиторию
  • Тайнан. Супермен по привычке. Как внедрять и закреплять полезные навыки

Литература в помощь по вопросам наставничества:
  1. Наставники: не рядом, а вместе! Методическое пособие для воспитателей детей и молодежи и их законных представителей. М.: Агентство стратегических инициатив, 2017. 54 с.
  2. Наставники: не рядом, а вместе! Методическая брошюра для детей и молодежи в трудной жизненной ситуации, принимающих участие в программах наставничества. М.: Агентство стратегических инициатив, 2017. 26 с.
  3. Отчет. Оцeнка рeзультативности программ индивидуального сопровождаемого наставничества детей и молодежи, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. М.: АНО «Мое будущее», 2018. 56 с. (на правах рукописи)
Тема 3. Инструменты вовлечения и погружения в процессы создания коллективной книги. Проектная работа.
3.1. Как сделать книгу живой, цельной и яркой. Роль иллюстраций, ритм и структура книг, макетирование:

3.1.1. Погружаемся в книгоделие. Краткий справочник

3.1.2. Иллюстрируем свою книгу в проекте ВШЛ. Видеовыступление Елена Набокова, художник-иллюстратор, преподаватель на кафедре иллюстрации в Институте графики и искусства книги имени В.А. Фаворского, «Московский политехнический университет», Москва

3.1.3. Советы по подготовке макета книги. Видеовыступление Екатерина Милёхина, руководитель редакции проекта "Всероссийская школьная летопись"

3.2. Планирование работы над книгой: необычные и эффективные способы создания планов и контроля работы. Видеовыступление Михайлина Елена, кандидат педагогических наук, психолог, коуч, арт-терапевт, соавтор рабочих программ ВШЛ

3.3. Проектная работа над книгой:

3.3.1. Технологии проектирования в работе с обучающимися. Разработка проекта: от идеи до реализации. Алгоритмы работы над проектом создания коллективной книги с набором «Конструктор проектов». Видеовыступление Светлана Прутченкова, генеральный директор NewTutor, руководитель «Педагогического конструкторского бюро», магистр педагогического образования, эксперт по технологиям вовлечения в обучение

3.3.2. Scrum-доска в работе над проектом. Видеовыступление Александр Прутченков, доктор педагогических наук, профессор, сертифицированный тренер, почетный работник высшего профессионального образования Российской Федерации; главный технолог «Педагогического конструкторского бюро»

3.3.3. Лучи лицейских ясных дней. Создание Книги Класса в рамках проекта «Всероссийская школьная летопись». Проектная работа выполнена учениками 10 класса МБОУ «Лицей», наставник - учитель русского языка и литературы Сисякина Альбина Александровна, г. Протвино, Московская область, 2020 год

3.4. Методика eduScrum – инструмент для проектной работы команд:

3.4.1. Видеопрезентация Екатерина Бредихина, ведущий тренер eduScrum Россия, PSMI

3.4.2. Руководство по eduScrum

3.4.3. Статьи про eduScrum

Полезные дополнительные материалы:
  • Иллюстрирование книги. Как книжная иллюстрация помогает формировать насмотренность и развивать художественный вкус. Светлана Смольнякова, директор издательства "Архипелаг". Видеофрагмент выступления на III онлайн-конференции «Смотрю в книгу», 1-3 февраля 2022 года
  • Как собрать команду из подростков для совместного творчества. Видеовыступление Мария Попова, педагог-психолог, клинический психолог, Москва
  • Сборник игр на сплочение команд
Материалы в помощь школьникам:
  • Подсказки руководителям команд об общих правилах
  • Чек-лист. Подсказки ребятам – руководителям команд
Тема 4. Текстотворчество как технология рефлексивной самоогранизации и развития личности школьника, ресурсы и инструменты.
4. Немного теории:

4.1. Инструменты мастерства на службе творчества. Введение в тему. О. В. Федоскина

4.2. Текстовая личность в аспекте текстотворчества. Текст. Ю. В. Казарин, доктор филологических наук. Фрагмент учебника

5. Жанровое многообразие для авторства:

5.1. Приглашаем вас посетить "вселенную в алфавитном порядке" - познакомиться с кратким литературоведческим словарем. Данный словарь поможет вам вспомнить или узнать значения основные литературных терминов и определений, связанных с понятием "жанр". Словарь литературоведческих терминов. Составитель: Оксана Анатольевна Сараева, кандидат филологических наук, преподаватель ГБПОУ "Педагогический колледж № 4 Санкт-Петербурга

5.2. «Паутинка: жанры» в помощь юным авторам

5.3. На вебинаре "Как написать сказку?" Лидия Николаевна Дмитриевская, доктор филол. наук, доцент Литературного института им. А.М. Горького (Москва), рассмотрела сказку как систему, которую можно создать самому. Для более конкретного разговора конструировались несколько типологически разных вариантов сказки о школе, которые могут стать частью школьной летописи. Также разобраны ключевые ошибки современных писателей-сказочников, чтобы вы могли их избежать в творчестве

5.4. Притчи:

5.4.1. Слово – дело великое. Пишем книгу притч. Вебинар. Оксана Анатольевна Сараева, кандидат филологических наук, преподаватель ГБПОУ "Педагогический колледж № 4 Санкт-Петербурга"

5.4.2. «Две минуты добра», благотворительный проект, в котором известные люди – артисты, музыканты, телеведущие, режиссеры, спортсмены - рассказывают мудрые и добрые истории - притчи

5.5. Эпистолярный жанр. «Я к вам пишу…». Презентация. Оксана Анатольевна Сараева, кандидат филологических наук, преподаватель ГБПОУ "Педагогический колледж № 4 Санкт-Петербурга"

5.6. Как написать с детьми интересный сценарий. Видеолекция. Андрей Сорокин, автор романов для детей и взрослых, сценарист, путешественник и гуру креативного мышления, Москва

6. Развитие творческого начала. Материалы для практики

6.1. Джанни Родари. Грамматика фантазии

6.2. Простые объяснения и нескучные задания. Учимся писать тексты. Рабочая тетрадь для школьников (8+). Автор: Нина Юрьевна Иванова, член Союза журналистов России, главный редактор журнала «Сделай шаг», педагог медиалаборатории благотворительного фонда «Даунсайд Ап», Москва. Благотворительный фонд «Даунсайд Ап» оказывает бесплатную психолого-педагогическую помощь семьям с детьми с синдромом Дауна. Больше информации - на сайте https://downsideup.org (Размещено с разрешения автора. Обратите внимание, что к каждой теме можно скачать презентацию по QR-коду. Можно использовать в работе даже с младшими школьниками)

6.2.1. Творческие работы ребят с синдромом Дауна, медиалаборатория благотворительного фонда «Даунсайд Ап», Нина Иванова, педагог. Особый взгляд. Афоризмы. Публикация в онлайн-журнале "Термос". Сказки ребят. Публикация в журнале "Сноб"

6.3. Упражнения для творчества. Миранда Цанг: 642 идеи о чём написать. Тетрадь начинающего писателя. Издательство «Манн, Иванов и Фербер». Фрагменты: Часть 1 (скачать), Часть 2 (скачать)

6.4. Грант Фолкнер. Начни писать. 52 совета для развития творческих способностей. Издательство «Манн, Иванов и Фербер»

6.5. Ирина Гусинская, зам. гл. редактора Изд. «Альпина Паблишер». Методики генерации идей книги

6.6. Как самому написать книгу. Автор Кристофер Эдж, издательство «Аванта»

7. Полезные видео о развитии литературного творчества:

7.1. Вебинар «Как написать успешную книгу, секреты писательского мастерства». Екатерина Матюшкина, детский писатель, сценарист, художник, автор серии сказочных детективов, автор стихотворений для детей, лектор, член союза писателей Санкт-Петербурга

7.2. Чистое творчество. Как помочь ребенку развить воображение? Видео, Роман Александров, театральный педагог, Санкт-Петербург

7.3. Видео «Приключения слов», или о методике проведения занятий по литературному творчеству. Приёмы, литературные игры и упражнения. Надежда Куракина, руководитель детских и молодёжных литературных студий, педагог, литератор, член Союза журналистов России (отделение СПб и ЛО), автор программы внеурочной деятельности для кружка литературного творчества «Фабрика слов», Санкт-Петербург

8. Инструменты текстотворчества

8.1. Сторителлинг:

8.1.1. Вовлечение через сторителлинг: сочини свою историю. Видео, Светлана Александровна Прутченкова, генеральный директор NewTutor, руководитель «Педагогического конструкторского бюро», магистр педагогического образования, эксперт по технологиям вовлечения в обучение, эксперт ЕГЭ по русскому языку

8.1.2. Инструменты сторителлинга в работе с текстами коллективной книги. Видео, Нина Юрьевна Иванова, член Союза журналистов России, главный редактор журнала «Сделай шаг», педагог медиалаборатории благотворительного фонда «Даунсайд Ап», Москва

8.2. Скетчноутинг:

8.2.1. Мастер-класс по скетчноутингу. Видео, Елена Августовна Колчанова – кандидат философских наук, доцент кафедры искусств Тюменского государственного университета, почетный член Союза художников России

8.2.2. Майк Роуди: Визуальные заметки: Иллюстрированное руководство по скетчноутингу. Издательство «Манн, Иванов и Фербер. Фрагменты: Часть 1 (скачать), Часть 2 (скачать)

Полезные дополнительные материалы:
  • Видеоуроки для работы со школьниками. Плейлист канала Клуб педагогов-наставников ВШЛ
  • Мульткниги Лалабук: мультики по детским книгам (видео на канале)
Книги (Можно найти в сети электронный или бумажный вариант):
  1. Кэролайн Лоуренс. Сторителлинг. Как написать отличную историю. + 100 приёмов, хитростей и трюков. Издательство «Лайфбук»
  2. Гетьман Аня. Мой блог — мой стиль. Как писать классные тексты. Книга-челлендж. Издательство «Питер»
  3. Как писать — 139 книг, подборка книг о писательском мастерстве, развитии творчества. Подробнее на livelib.ru
Отзыв о курсе
Уважаемые участники курсов!

Благодарим вас за интерес к обучению на нашем курсе. Предлагаем оставить свой отзыв о пройденном обучении. Будем признательны за предложения и комментарии, что позволит нам улучшить содержание и процесс обучения.

Счастливы работать с вами и для вас!
У вас возникли вопросы?
Напишите или позвоните нам!
Email: consultant@school-letopis.ru
Телефон:+7 (967) 221 98 89